Я СЧАСТЛИВЫЙ УЧИТЕЛЬ
Добрый день, Лариса Петровна. Мы рады встрече с педагогом, за плечами которого большой багаж опыта. Вы почти 40 лет в сфере образования. И за этот период всего 4 раза поменяли место работы. С 2017 года вы в РФМШ. Скажите, какую роль физико-математическая школа играет в вашей жизни?
Каждый учитель стремится найти свою школу, где можно реализовать себя как учитель, где дают возможность раскрыть свой потенциал, своё творчество.
– Я счастливый учитель, мне нравится моя работа!
Я работала в четырёх школах, это были совершенно разные школы: Павлодарская СОШ №15, №37, школа-лицей №8 для одаренных детей и сейчас это РФМШ. С большой теплотой вспоминаю тех, кто был рядом со мной, помогал советом, поддерживал, благодаря кому я стала тем, кем сейчас являюсь.
Про РФМШ, но только г.Алматы, я узнала в 2009 году, когда впервые команда начальной школы-лицея №8 приняла участие в Республиканском турнире младших школьников «Бастау». Турнир как раз проводился на базе РФМШ. У турнира «Бастау» интересный формат: сложные логические задания, групповые и индивидуальные туры, и наша команда неплохо выступила тогда – 3 место. Это потом, у команды начальной школы – лицея №8 были и 1 места и 3 раза команда завоевывала Гран-при.
Дни турнира были удивительными – дух олимпиады…встреча с сильными командами, знакомство с тренерами, мне очень нравилась и сама школа, и учителя, которые не только составляли задания и были в жюри турнира, но с каким уважением они относились к каждому участнику турнира, как они выслушивали ответы детей. А для нас, тренеров, они проводили встречи и семинары. У РФМШ г.Алматы нет начальной школы, учиться начинают с 7 класса, поэтому я даже не мечтала там работать. И когда в 2017 году в г.Астане, случайно проезжая мимо здания, очень удивилась увидев надпись – Республиканская физико-математическая школа. Я тут же зашла в школу, узнала, что есть начальная школа и поняла –хочу здесь работать.
Для меня РФМШ – это школа, где сбываются мечты: я работаю не только учителем, но и тренером олимпийского резерва, провожу семинары для учителей города и республики. В 2020 году с учителями начальной школы мы побывали в Сингапуре, где посетили уроки в одной из сингапурских школ, встречались с учителями, а так же с создателями учебников по сингапурской математике.
Администрация школы дает возможность расти профессионально, работать творчески, реализовывать проекты.
Каждый день, подходя к школе, я испытываю те же чувства, как и в первый раз– восторг и радость, что я здесь работаю.
Как учителя начальных классов, что вас привлекает в образовательном процессе именно с учащимися младшей школы? Каким должен быть учитель начальных классов, какими характеристиками должен обладать?
Учителем мечтала быть с самого детства, а когда пошла в школу, то поняла, что буду учителем начальных классов, мне тогда казалось, а сейчас я уверена, что это самая интересная профессия – учить именно детей младшего школьного возраста. С ними очень интересно, они непосредственные, любознательные, бесхитростные, творческие, открытые, ласковые,
Нравится наблюдать как дети растут, и не только физически, но и как меняется их мировоззрение, как они рассуждают, какие порой у них возникают удивительные идеи.
В этом возрасте как раз закладываются и формируются личностные и нравственные качества детей, и от учителя начальных классов зависит, каким человеком станет ученик.
Учитель должен быть добрым, отзывчивым, понимающим и принимающим ребенка, уметь сочувствовать, быть справедливым, в меру строгим, и главное, любить детей. Без любви к детям человеку нельзя работать в школе.
И, наверное, в душе оставаться ребенком.
Расскажите о собственном стиле преподавания, к каким методам вы прибегаете? Можете ли поделиться примером или даже секретом эффективной методики управления классом?
В прошлом году для молодых учителей я провела семинар «Каким должен быть современный урок», и для меня провести урок – это как снять фильм, где учитель и режиссер, и сценарист, и актер, а дети – зрители. И только от вас зависит каким получится фильм – скучным или интересным, понятным или запутанным, сможете ли вы заинтересовать зрителей или нет. С каким настроением выйдут с вашего урока дети – с пониманием, что зря провели время или с новыми знаниями. Самая лучшая награда после урока – это фразы – «как быстро прошел урок», «как было интересно и понятно»., «спасибо за урок».
У меня, демократический стиль преподавания, но я за дисциплину на уроке, без дисциплины обучение не будет достаточно качественным, но дисциплина должна быть у ученика осознанной, а не основываться на страхе перед авторитетом учителя, она должно быть построена на уважении учитель-ученик, ученик-учитель, на понимании необходимости учиться.
С дисциплиной у меня нет проблем, быстро находим с детьми общий язык и понимание. Почти 25 лет, я работаю по своей авторской воспитательной системе «Ступеньки к Лидерству», это поэтапное вовлечения детей и родителей в активную воспитательную деятельность, при которой формируются лидерские качества каждого ученика, развивается активный коллектив учеников и родителей и в самоуправлении участвует каждый ученик.
Мне нравится обучение через создание проблемных ситуаций, для решения которых необходим жизненный опыт, а этим может поделиться каждый из детей. Очень важно чтобы каждый ребенок имел не только возможность высказать свое мнение, но и учился слушать и слышать тех, кто рядом, поэтому с 1 класса при неправильном ответе я не исправляю ученика, а спрашиваю « У кого другой вариант?», хвалю тех, кто слушал, разбираем, в чем ошибся ученик, даем возможность исправить ошибку.
В математике много сложных тем, но не нужно акцентировать на этом внимания, при слове «сложная», дети психологически закрываются, поэтому заменяю на «интересную» тему, и объясняю через игровые моменты, «представим, что мы сейчас с вами первобытное племя…рыцари, строители…», этот прием помогает детям понять сложный материал и не бояться трудностей. Обязательно объясняю или показываю на практике, где нам пригодятся новые знания.
В начале учебного года по плану всегда повторение изученного материала за прошедший год, учитель сам выбирает темы, подбирает материал для повторения. Но всегда ли учитель знает истинные потребности детей? В своей работе использую чек -лист, где записываю все изученные темы, а так же уровень знаний по этим темам -низкий, средний, высокий. Дети читают темы, определяют уровень своих знаний по ним, и на основании ответов детей, я планирую повторение.
Как вы помогаете или даже как выстраиваете подходы к ученикам, которые не так сильны в математике?
Математику могут знать, понимать и любить все ученики. Дети разные, у каждого свой уровень восприятия нового материала, одному ребенку достаточно 5 минут на понимание, у другого в разы больше. Если ребенок не понял тему, он начинает бояться, и вот этот страх не дает ему решать правильно, у ребенка паника, как только он видит данное задание. В таком случае ребенку необходимо объяснять весь алгоритм решения очень медленно, не торопясь, пошагово.
Миссия школы имеет ли для вас значение? Если да, то какое? Назовите, пожалуйста, пять прилагательных, которые у вас ассоциируются с РФМШ?
Школа – единый организм и обучение, воспитание должно идти в одном направлении. Миссия школы – это формирование социально значимой, успешной личности, которая должна обладать не только хорошими знаниями, но и общечеловеческими ценностями, социальными навыками. Ученики начальной школы – это будущее государства, и какими качествами он будет обладать, зависит благосостояние страны. Как раз в начальной школе закладывается фундамент для становления общественно значимой личности, которая способна к саморазвитию, готова принимать решение и достигать поставленной цели.
Для меня РФМШ – это современная, инновационная, вдохновляющая, динамичная и перспективная школа.
Вам также может быть интересно:
РФММ оқушысы SAT сынағының биігін бағындырды!
Республикандық физика-математикалық мектебінің Астана қаласындағы филиалының 10-сынып оқушысы Ади Құралов халықаралық SAT сынағында 1600 баллдан 1530 балл жинап, әлемнің ең үздік 1%-ына кірді!…
VII Международный открытый творческий конкурс учителей и тренеров олимпийского резерва математики, физики и информатики – IMPACT Olympiad
Құрметті достар! “Республикалық физика-математика мектебі” коммерциялық емес акционерлік қоғамы Қазақстан Республикасының Оқу-ағарту министрлігінің қолдауымен математика, физика және информатика пән мұғалімдері менолимпиадалық резервінің жаттықтырушыларының…
Қазақстан құрамасы мен РФММ жеңісі: Анастасия Пономарёва халықаралық олимпиаданың қола жүлдегері
Румыния астанасы Бухарест қаласында өткен олимпиададан Қазақстан құрамасы жеңіспен оралды. IJSO халықаралық жаратылыстану-ғылыми олимпиадасында 100% нәтиже көрсеткен команда сапындағы 6 оқушының тең жартысы…
Сборная Казахстана и РФМШ на высоте: Анастасия Пономарева завоевала бронзу на IJSO
Сборная Казахстана вернулась с международной естественнонаучной олимпиады IJSO, которая прошла в Бухаресте, с отличными результатами. Все члены команды продемонстрировали высокие результаты, и половина…
Стартовала регистрация на пробный тест
Сегодня стартовала регистрация на пробный тест для поступления в 7-й класс! Тестирование пройдет в ОНЛАЙН-формате. Вы можете выбрать удобный для вас день и…
FEMO International олимпиадасының қысқы кезеңі өтті
Әлем бойынша 19 елдің басын біріктірген FEMO International олимпиадасының қысқы кезеңі қорытындыланды. Fizmat Academy және Республикалық физика-математика мектебінің ұйымдастыруымен биыл VII мәрте өткізілген…
Я СЧАСТЛИВЫЙ УЧИТЕЛЬ
Добрый день, Лариса Петровна. Мы рады встрече с педагогом, за плечами которого большой багаж опыта. Вы почти 40 лет в сфере образования. И…
7-сыныпқа грантқа түсуге арналған СЫНАҚ ЕМТИХАНЫ
7-сыныпқа грантқа түсуге арналған сынақ емтиханы Басталу мерзімі: 2024 жылғы 9 желтоқсан Өтетін форматы: онлайн (екі апта сайын 1 жаңа тест қосылып отырады)….
Пробное тестирование для поступления в 7 класс
Пробное тестирование для поступления в 7 класс Дата: 09 декабря 2024 года (каждые 2 недели будет добавляться по одному новому тесту) Формат: открытый…