«Задача учителя – найти вместе с родителями индивидуальный подход к ребенку, научить его работать с удовольствием» – учитель физики Шафнер Данил
Шафнер Данил Евгеньевич – учитель физики в Республиканской физико-математической школе города Астаны. Педагогический стаж Данил Евгеньевича составляет 33 года, за это время он проработал в нескольких школах Астаны, а в РФМШ работает с 2018 года. Имеет квалификационную категорию «педагог-мастер». Родился в городе Целинограде в семье учителей: мама – учитель химии в средней школе, отец – доцент кафедры физики в Евразийском национальном университете имени Л. Н. Гумилёва, это и повлияло на выбор будущей профессии педагога.
Свою методическую тему «Решение нестандартных задач – как средство развития творческих способностей учащихся» он применяет не только на уроках, но и на занятиях олимпийского резерва по подготовке детей к участию в олимпиадах по физике. Тема выбрана не случайно, так как Данил Евгеньевич, будучи школьником был неоднократным призёром городских олимпиад по физике и химии. А став учителем, был победителем олимпиады по физике среди учителей города и вторым призёром Республиканской учительской олимпиады. Он охотно делится своим опытом с коллегами, в течении многих лет являлся руководителем семинара по решению задач для учителей города Астаны. Многие годы был членом жюри районных и городских олимпиад по физике. Является внештатным экспертом учебников нового поколения, тестов ЕНТ и ОЗП. В составе группы физиков был разработчиком программы по физике для физико-математических школ Республики. Награждён знаком «Почётный работник образования Республики Казахстан» – 2005 год, почетными грамотами МОН РК в 2000, 2019, 2021 году.
Во время беседы Данил Евгеньевич рассказал, что мотивирует учеников к учебе, какие подходы в обучении он использует и дал советы молодым учителям.
Каким образом вы мотивируете учеников к изучению физики и какие методы помогают им лучше усваивать материал?
Как правило, современные ученики, особенно учащиеся специализированных школ, как, например, с физико-математическим уклоном, и так достаточно мотивированы. Они четко знают, что им нужно в жизни, и упорно этого добиваются.
Однако не будем отрицать, что дети все разные, и семьи их тоже отличаются. Одни родители всячески поддерживают своего ребенка, создают ему идеальные условия для занятий, в случае необходимости нанимают репетитора и т.п. В других семьях дети часто предоставлены сами себе. Здесь очень важен индивидуальный подход. Что сделать, чтобы пробудить познавательный интерес? Чтобы горели глаза, чтобы дети спорили, не боялись отстаивать свое мнение, чтобы умели выступать на публике, защищать свои проекты? Как отличить экстраверта от интроверта, подобрать ученику индивидуальное задание, соответственно его личности? Кто-то любит работать в группе, кому-то легче одному, кто-то визуал, кто-то лучше понимает тему на слух. Задача учителя – найти вместе с родителями индивидуальный подход к ребенку, научить его работать с удовольствием.
Интерактивные методы обучения обязательно должны внедряться! Игры, конкурсы, задачи на скорость, мини-олимпиады. На самых первых уроках знакомства с физикой я пытаюсь заинтриговать учащихся. Например, говоря о явлениях природы, я стараюсь на каждое явление приготовить по 2-3 интересных и парадоксальных опыта. Пусть для объяснения этих опытов нужны сведения, которые ученики получат в старших классах, но они поймут, что в физике много необычного и загадочного и знание физики помогают эти загадки разгадать. Постепенно ребята почувствуют интерес к вашему предмету и полюбят его. Нужно объяснить ученикам, как их учеба связана с их будущим, с их реальной жизнью, как качество их будущей взрослой жизни зависит от сегодняшнего желания и умения учиться.
Ещё важно учеников поощрять и поддерживать. От похвалы люди расцветают и стремятся сделать ещё больше, ещё лучше! Когда каждый ученик чувствует себя комфортно, понимает, что к нему относятся с уважением, не унижают его достоинство, он это ценит и лучше раскрывает свои возможности. Важно ещё избавить детей от страха неудачи, боязни сделать что-то не так. Дружественная атмосфера в классе имеет большое значение.
Ну и использование новых современных технологий отлично мотивирует учеников. Нынешние дети очень хорошо разбираются в компьютерах, любят онлайн уроки, работу с интерактивной доской.
Мотивировать к учёбе – это непростой процесс. Учитель может многое – увлечь, зарядить, показать, как надо, но … ребенок должен осознать, что учиться за него никто не будет. Его будущее – только в его руках.
Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель физики, чтобы быть успешным и какие советы можете дать молодым учителям?
Любой учитель, не только физики, должен отлично знать свой предмет. Дети сразу чувствуют, когда учитель не в полной мере ориентируется в своем предмете. Конечно надо любить детей, быть честными с ними, искренне радоваться их успехам и переживать их неудачи. Надо уметь скрывать свое плохое настроение или жизненные проблемы. Надо быть спортивным и увлеченным. Учитель физики должен быть открыт к новым методикам обучения, использовать современные образовательные и IT-технологии, чтобы сделать уроки более интересными и эффективными. Развивать собственные профессиональные навыки: посещать семинары, конференции, обмениваться опытом с коллегами. Не забывать о важности поощрения и поддержки каждого ученика, помогать им реализовывать свой потенциал. Взаимодействовать с коллегами, создавать положительное рабочее сообщество, где можно обмениваться опытом и идеями. Безусловно молодому педагогу легче найти общий язык с детьми. Если он занимается спортом, хорошо одевается, в курсе молодежных проблем, он уже этим вызывает интерес у молодежи.
Вам также может быть интересно:
РФММ оқушысы SAT сынағының биігін бағындырды!
Республикандық физика-математикалық мектебінің Астана қаласындағы филиалының 10-сынып оқушысы Ади Құралов халықаралық SAT сынағында 1600 баллдан 1530 балл жинап, әлемнің ең үздік 1%-ына кірді!…
VII Международный открытый творческий конкурс учителей и тренеров олимпийского резерва математики, физики и информатики – IMPACT Olympiad
Дорогие друзья! Некоммерческое акционерное общество «Республиканская физико-математическая школа» при поддержке Министерства просвещения Республики Казахстан проводит VII Международный открытый творческий конкурс учителей и тренеров…
Қазақстан құрамасы мен РФММ жеңісі: Анастасия Пономарёва халықаралық олимпиаданың қола жүлдегері
Румыния астанасы Бухарест қаласында өткен олимпиададан Қазақстан құрамасы жеңіспен оралды. IJSO халықаралық жаратылыстану-ғылыми олимпиадасында 100% нәтиже көрсеткен команда сапындағы 6 оқушының тең жартысы…
Сборная Казахстана и РФМШ на высоте: Анастасия Пономарева завоевала бронзу на IJSO
Сборная Казахстана вернулась с международной естественнонаучной олимпиады IJSO, которая прошла в Бухаресте, с отличными результатами. Все члены команды продемонстрировали высокие результаты, и половина…
Стартовала регистрация на пробный тест
Сегодня стартовала регистрация на пробный тест для поступления в 7-й класс! Тестирование пройдет в ОНЛАЙН-формате. Вы можете выбрать удобный для вас день и…
FEMO International олимпиадасының қысқы кезеңі өтті
Әлем бойынша 19 елдің басын біріктірген FEMO International олимпиадасының қысқы кезеңі қорытындыланды. Fizmat Academy және Республикалық физика-математика мектебінің ұйымдастыруымен биыл VII мәрте өткізілген…
Я СЧАСТЛИВЫЙ УЧИТЕЛЬ
Добрый день, Лариса Петровна. Мы рады встрече с педагогом, за плечами которого большой багаж опыта. Вы почти 40 лет в сфере образования. И…
Я СЧАСТЛИВЫЙ УЧИТЕЛЬ
Добрый день, Лариса Петровна. Мы рады встрече с педагогом, за плечами которого большой багаж опыта. Вы почти 40 лет в сфере образования….
7-сыныпқа грантқа түсуге арналған СЫНАҚ ЕМТИХАНЫ
7-сыныпқа грантқа түсуге арналған сынақ емтиханы Басталу мерзімі: 2024 жылғы 9 желтоқсан Өтетін форматы: онлайн (екі апта сайын 1 жаңа тест қосылып отырады)….