Я СЧАСТЛИВЫЙ УЧИТЕЛЬ

Добрый день, Лариса Петровна. Мы рады встрече с педагогом, за плечами которого большой багаж опыта. Вы почти 40 лет в сфере образования. И за этот период всего 4 раза поменяли место работы. С 2017 года вы в РФМШ. Скажите, какую роль физико-математическая школа играет в вашей жизни?
Каждый учитель стремится найти свою школу, где можно реализовать себя как учитель, где дают возможность раскрыть свой потенциал, своё творчество.
– Я счастливый учитель, мне нравится моя работа!
Я работала в четырёх школах, это были совершенно разные школы: Павлодарская СОШ №15, №37, школа-лицей №8 для одаренных детей и сейчас это РФМШ. С большой теплотой вспоминаю тех, кто был рядом со мной, помогал советом, поддерживал, благодаря кому я стала тем, кем сейчас являюсь.
Про РФМШ, но только г.Алматы, я узнала в 2009 году, когда впервые команда начальной школы-лицея №8 приняла участие в Республиканском турнире младших школьников «Бастау». Турнир как раз проводился на базе РФМШ. У турнира «Бастау» интересный формат: сложные логические задания, групповые и индивидуальные туры, и наша команда неплохо выступила тогда – 3 место. Это потом, у команды начальной школы – лицея №8 были и 1 места и 3 раза команда завоевывала Гран-при.
Дни турнира были удивительными – дух олимпиады…встреча с сильными командами, знакомство с тренерами, мне очень нравилась и сама школа, и учителя, которые не только составляли задания и были в жюри турнира, но с каким уважением они относились к каждому участнику турнира, как они выслушивали ответы детей. А для нас, тренеров, они проводили встречи и семинары. У РФМШ г.Алматы нет начальной школы, учиться начинают с 7 класса, поэтому я даже не мечтала там работать. И когда в 2017 году в г.Астане, случайно проезжая мимо здания, очень удивилась увидев надпись – Республиканская физико-математическая школа. Я тут же зашла в школу, узнала, что есть начальная школа и поняла –хочу здесь работать.
Для меня РФМШ – это школа, где сбываются мечты: я работаю не только учителем, но и тренером олимпийского резерва, провожу семинары для учителей города и республики. В 2020 году с учителями начальной школы мы побывали в Сингапуре, где посетили уроки в одной из сингапурских школ, встречались с учителями, а так же с создателями учебников по сингапурской математике.
Администрация школы дает возможность расти профессионально, работать творчески, реализовывать проекты.
Каждый день, подходя к школе, я испытываю те же чувства, как и в первый раз– восторг и радость, что я здесь работаю.
Как учителя начальных классов, что вас привлекает в образовательном процессе именно с учащимися младшей школы? Каким должен быть учитель начальных классов, какими характеристиками должен обладать?
Учителем мечтала быть с самого детства, а когда пошла в школу, то поняла, что буду учителем начальных классов, мне тогда казалось, а сейчас я уверена, что это самая интересная профессия – учить именно детей младшего школьного возраста. С ними очень интересно, они непосредственные, любознательные, бесхитростные, творческие, открытые, ласковые,
Нравится наблюдать как дети растут, и не только физически, но и как меняется их мировоззрение, как они рассуждают, какие порой у них возникают удивительные идеи.
В этом возрасте как раз закладываются и формируются личностные и нравственные качества детей, и от учителя начальных классов зависит, каким человеком станет ученик.
Учитель должен быть добрым, отзывчивым, понимающим и принимающим ребенка, уметь сочувствовать, быть справедливым, в меру строгим, и главное, любить детей. Без любви к детям человеку нельзя работать в школе.
И, наверное, в душе оставаться ребенком.
Расскажите о собственном стиле преподавания, к каким методам вы прибегаете? Можете ли поделиться примером или даже секретом эффективной методики управления классом?
В прошлом году для молодых учителей я провела семинар «Каким должен быть современный урок», и для меня провести урок – это как снять фильм, где учитель и режиссер, и сценарист, и актер, а дети – зрители. И только от вас зависит каким получится фильм – скучным или интересным, понятным или запутанным, сможете ли вы заинтересовать зрителей или нет. С каким настроением выйдут с вашего урока дети – с пониманием, что зря провели время или с новыми знаниями. Самая лучшая награда после урока – это фразы – «как быстро прошел урок», «как было интересно и понятно»., «спасибо за урок».
У меня, демократический стиль преподавания, но я за дисциплину на уроке, без дисциплины обучение не будет достаточно качественным, но дисциплина должна быть у ученика осознанной, а не основываться на страхе перед авторитетом учителя, она должно быть построена на уважении учитель-ученик, ученик-учитель, на понимании необходимости учиться.
С дисциплиной у меня нет проблем, быстро находим с детьми общий язык и понимание. Почти 25 лет, я работаю по своей авторской воспитательной системе «Ступеньки к Лидерству», это поэтапное вовлечения детей и родителей в активную воспитательную деятельность, при которой формируются лидерские качества каждого ученика, развивается активный коллектив учеников и родителей и в самоуправлении участвует каждый ученик.
Мне нравится обучение через создание проблемных ситуаций, для решения которых необходим жизненный опыт, а этим может поделиться каждый из детей. Очень важно чтобы каждый ребенок имел не только возможность высказать свое мнение, но и учился слушать и слышать тех, кто рядом, поэтому с 1 класса при неправильном ответе я не исправляю ученика, а спрашиваю « У кого другой вариант?», хвалю тех, кто слушал, разбираем, в чем ошибся ученик, даем возможность исправить ошибку.
В математике много сложных тем, но не нужно акцентировать на этом внимания, при слове «сложная», дети психологически закрываются, поэтому заменяю на «интересную» тему, и объясняю через игровые моменты, «представим, что мы сейчас с вами первобытное племя…рыцари, строители…», этот прием помогает детям понять сложный материал и не бояться трудностей. Обязательно объясняю или показываю на практике, где нам пригодятся новые знания.
В начале учебного года по плану всегда повторение изученного материала за прошедший год, учитель сам выбирает темы, подбирает материал для повторения. Но всегда ли учитель знает истинные потребности детей? В своей работе использую чек -лист, где записываю все изученные темы, а так же уровень знаний по этим темам -низкий, средний, высокий. Дети читают темы, определяют уровень своих знаний по ним, и на основании ответов детей, я планирую повторение.
Как вы помогаете или даже как выстраиваете подходы к ученикам, которые не так сильны в математике?
Математику могут знать, понимать и любить все ученики. Дети разные, у каждого свой уровень восприятия нового материала, одному ребенку достаточно 5 минут на понимание, у другого в разы больше. Если ребенок не понял тему, он начинает бояться, и вот этот страх не дает ему решать правильно, у ребенка паника, как только он видит данное задание. В таком случае ребенку необходимо объяснять весь алгоритм решения очень медленно, не торопясь, пошагово.
Миссия школы имеет ли для вас значение? Если да, то какое? Назовите, пожалуйста, пять прилагательных, которые у вас ассоциируются с РФМШ?
Школа – единый организм и обучение, воспитание должно идти в одном направлении. Миссия школы – это формирование социально значимой, успешной личности, которая должна обладать не только хорошими знаниями, но и общечеловеческими ценностями, социальными навыками. Ученики начальной школы – это будущее государства, и какими качествами он будет обладать, зависит благосостояние страны. Как раз в начальной школе закладывается фундамент для становления общественно значимой личности, которая способна к саморазвитию, готова принимать решение и достигать поставленной цели.
Для меня РФМШ – это современная, инновационная, вдохновляющая, динамичная и перспективная школа.
Сізге қызықты болуы мүмкін өзге де жаңалықтар:
РФММ — әлемді жақсы жаққа өзгертетін физиктерді тәрбиелейтін мектеп
Болгарияда өткен EuPhO-2025 Еуропалық физика олимпиадасында «РФММ» КеАҚ Астана қаласы филиалының 10-сынып оқушысы Ильяс Қазымбек 39 елдің үздіктері қатысқан додада абсолюттік жеңіс иесі…
«Дана мен Дарын – 2025» байқауының жеңімпаздары анықталды
«РФММ» ҚеАҚ Астана қаласындағы филиалында «Дана мен Дарын» педагогикалық шеберлік байқауы биыл екінші рет ұйымдастырылды. Бұл байқау — жас мұғалімдерді қолдау және тәжірибелі…
Маңызды ақпарат
«Республикалық физика-математика мектебі» КеАҚ Алматы филиалының 8-сыныбына арналған білім беру грантын тағайындау бойынша конкурстық іріктеу 2025 жылғы 11 маусымда ұйымдастырылды. 2025 жылғы 14…
VII FEMO International Халықаралық олимпиадасының нәтижесі
Бастауыш сынып оқушыларына арналған VII FEMO International Халықаралық математика олимпиадасының финалдық кезеңі биыл Бакуде өтті.Аталған білім сайысының ақтық кезеңіне «Республикалық физика-математика мектебі» КеАҚ-ның…
ХАБАРЛАНДЫРУ!
Республикалық физика-математика мектебіне 8-сыныпқа қабылдау емтиханы 2025 жылғы 11 маусымда өтеді. Қабылдау емтиханы Астана, Алматы және Орал қаласындағы «РФММ» КеАҚ филиалдарында ұйымдастырылады. Рұқсатнама барлық үміткердің тіркелген кезде көрсеткен электрондық…
«РФММ» КеАҚ Астана қаласындағы филиалы бос лауазымдарға арналған іріктеу конкурсын жариялайды
Тіркелуге арналған сілтеме
Үздік сынып жетекшісі – 2025
Республикалық физика-математика мектебінің Астана филиалы «Үздік сынып жетекшісі – 2025» байқауын қорытындылады. Байқаудың негізгі мақсаты сынып жетекшілерінің мәртебесін көтеру, тәрбие жұмысының үздік тәжірибелерін…
Қош бол, бастауыш!
Астана қаласындағы Республикалық физика-математика мектебінің 4-сыныбын биыл 141 оқушы аяқтады. Бастауышпен қоштасу– тек оқу кезеңінің соңы емес, тұлғалық қалыптасудың жаңа парағының бастауы. Оқушылар…
2024-2025 оқу жылының соңғы қоңырауы соғылды
«Мектебім, саған мың алғыс!» Соңғы қоңырау – бұл жай ғана мектеппен қоштасу емес, бұл арманның бастауы, өткенге тағзым мен болашаққа сенім арту сәті….
Мектеп олимпиадашыларын марапаттады
22 мамыр күні мектебімізде Олимпиада жеңімпаздарының шеруі өтті. Бұл күні Астана қаласы РФММ-нің ең үздік оқушыларына ерекше құрмет көрсетілді! 2024-2025 оқу жылында мектебіміздің…