«Я стремлюсь удовлетворить любознательность учеников, предоставляя им возможность познать новое в математике и приобрести новые знания и умения» – учитель математики Салхаева Дана
Салхаева Дана Уйсинбаевна в 1988 году закончила РФМШ в Алматы, а 2018 году спустя 30 лет переступила порог филиала Республиканской физико-математической школы в Астане в качестве учителя математики. В стенах столичной школы Дана Уйсинбаевна реализовалась не только как учитель математики, но и как тренер олимпийского резерва наших учащихся, с 2020 по 2021 была заведующей кафедры математики, которая по итогам 2020-2021 года была признана лучшей кафедрой года, учителю присвоено звание «Жыл мұғалімі – 2022».
Она неоднократно участвовала на международных, республиканских, фестивалях, конкурсах и научно-практических конференциях занимала призовые места. Была делегатом и спикером второго республиканского съезда учителей математики РК.
В интервью Дана Уйсинбаевна рассказала какие подходы в преподавании помогают ей добиться успеха среди учеников и какими качествами должен обладать учитель математики, чтобы быть успешным.
– Дана Уйсинбаевна, в одном из интервью Вы говорили, что стать учителем Вам было предначертано судьбой, так как родители работали учителя. Какие были основные причины, по которым Вы выбрали математику как предмет преподавания?
– Семейные узы и ценности играют ключевую роль в формировании личности каждого человека. С самого начала жизни человека в семье формируются основные навыки и ценности необходимые для гармоничного развития личности. Моя семья оказала значительное влияние на мой жизненный путь, в особенности на мое решение стать учителем. Помню в детстве, когда меня не с кем было оставить, они брали меня с собой на работу, и я чувствовала себя счастливой, видя, как они вдохновляли своих учеников. Их пример стал для меня образцом, а школа, где они работали, стала моим вторым домом. В то время, когда мои сверстники находили своих кумиров среди знаменитостей, моими кумирами стали мои родители. Они были для меня не только родителями, но и первыми наставниками и источником вдохновения. Мое решение стать учителем математики, вероятно, было обусловлено тем, что с детства мне легко давалась математика, и мне нравилось решать сложные задачи. Любая математическая головоломка вызывала у меня интерес к решению и стремление к победе.
– Как Вы считаете, действительно ли, математика является сложным предметом?
– Возможно, я не полностью согласна с тем, что математика является сложным предметом. Сложности могут возникать в любых областях знаний. Все сложное состоит из простых составляющих. Важно создать на уроках атмосферу сотрудничества, в которой каждый участник процесса обучения ощущает свою значимость и верит в свои интеллектуальные способности. Какие методы я использую, чтобы привлечь внимание учеников к математике и сделать уроки интересными и эффективными? При этом стоит учитывать не только важные математические концепции, но и психологические аспекты. Во-первых, я стремлюсь удовлетворить любознательность учеников, предоставляя им возможность познать новое в математике и приобрести новые знания и умения. Во-вторых, поощряю ребят принимать активное участие в процессе обучения, чувствовать личную ответственность за результаты и осознавать свои возможности для достижения новых целей. В-третьих, стараюсь создать чувство удовлетворения у учеников от успешного решения задач и освоения новых математических концепций, что помогает им почувствовать свою полезность и значимость. И в итоге, я поощряю проявление подростками собственной активности и энергии, которые необходимы для успешного усвоения материала и решения задач.
– Какие особенности в подходах к преподаванию помогают Вам добиться успеха среди учеников?
– Ответить на этот вопрос однозначно, затруднительно. В разных обстоятельствах каждый метод имеет свои уникальные особенности, главное видеть в них личности и занимать позицию дружелюбного наставника.
– Как Вы оцениваете роль современных технологий в процессе обучения математике?
– Роль современных технологий в обучении математике неоспорима, поскольку они значительно облегчают усвоение более сложных концепций. Однако каждая новая технология требует от нас креативного подхода. В быстро меняющемся цифровом мире доступно множество учебных платформ и инструментов, важно гибко использовать различные технологии, не ограничиваясь одной. Если у учителя возникают трудности при освоении новых информационно-коммуникационных технологий, это можно рассматривать как возможность обращаться за помощью к ученикам, как вызов личного роста и развития.
– Вы выпускница Республиканской физико-математической школы 1988 года, по Вашему мнению, что объединяет учителей РФМШ. Какой он – учитель РФМШ?
– Учитель РФМШ в моем представлении прежде всего является другом и наставником, обладающим пониманием коммуникативных норм, важных для современных подростков. Он также является педагогом поддерживающий здоровый образ жизни, умело использующим современные информационно-коммуникационные технологии. Этот учитель обладает высокими моральными принципами, чувством ответственности и творческим мышлением и активно выражает гражданскую позицию.
– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель математики, чтобы быть успешным?
– Сегодня мы обсуждали модель современного учителя, образ учителя РФМШ, и я думаю, что для успешной карьеры не только как учителя математики, но и в целом, как учителя РФМШ, важно иметь глубокие академические знания и постоянно стремиться к совершенствованию. Всем известно, что учитель продолжает быть учителем, пока сам находится в процессе обучения.
Вам также может быть интересно:
Оқу-ағарту министрі Ғ. Бейсембаев VII IMPACT OLYMPIAD жеңімпаздарын марапаттады
Қазақстан Республикасы Оқу-ағарту министрлігінің қолдауымен «Республикалық физика-математика мектебі» КеАҚ ұжымы биыл осымен VII мәрте математика, физика және информатика пәні мұғалімдері мен олимпиадалық резерв…
XXI Халықаралық Жәутіков Олимпиадасы өз мәресіне жетті
XXI Халықаралық Жәутіков Олимпиадасы биыл алғаш рет Астанада ұйымдастырылды. Олимпиадаға әлемнің 15 елінен 700 жуық оқушы қатысты. Олимпиаданың салтанатты жабылу рәсімі «Бейбітшілік және келісім»…
ХЖО қолдау көрсеткен демеушілерге алғыс білдіреміз!
XXI Халықаралық Жәутіков олимпиадасының абсолютті жеңімпаздары салтанатты жабылу рәсімінде атаулы сыйақыларға ие болды. «Fizmat Endowment Fund» Президенті Әсет Алтыбаев математика бойынша: Нұрлан Қаппаров…
ХХI Халықаралық Жәутіков Олимпиадасының II кезеңі
15 қаңтар күні Халықаралық Жәутіков олимпиадасына қатысушылар теориялық білімдерін тәжірибе жүзінде танытты. Математика бойынша қатысушыларға 4,5 сағат берілсе, жас физиктер тиісті тапсырманы 3…
Бүгін Impact Olympiad 2025 басталды!
Құрметті достар, көптен күткен сәт келді! Бүгін Астанада мұғалімдер мен олимпиадалық резерв жаттықтырушыларына арналған Impact Olympiad халықаралық байқауы басталды. Impact Olympiad — бұл:…
ХХI Халықаралық Жәутіков Олипиадасының I кезеңі
14 қаңтар күні Халықаралық Жәутіков Олимпиадасының алғашқы кезеңі өткізілді. Математика және физика бағытын таңдаған оқушылар Республикалық физика-математика мектебінің Астана қаласындағы филиалында; информатика бағыты…
Астанада 21 Халықаралық Жәутіков Олимпиадасы басталды
Жиырма жыл қатарынан Республикалық-физика математика мектебінің ұйымдастыруымен Алматыда өткізіліп келген Халықаралық Жәутіков олимпиадасы биыл алғаш рет қатысушыларды Астана төрінде қабылдады. Олимпиаданың салтанатты ашылу…
Астана олимпиадашыларды қарсы алуда
21 Халықаралық Жәутіков олимпиадасының қатысушыларын «Республикалық физика-математика мектебінің ұжымы әуежайдан қазақ халқына тән ерекше қонақжайлылықпен қарсы алуда. Қазақстан жеріне алғашқы болып, Болгария елінің…
21-ші Халықаралық Жәутіков олимпиадасы алғаш рет Астанада өтеді
2025 жылғы 13-17 қаңтар аралығында Астанада оқушыларға арналған математика, физика және информатика бойынша 21-ші Халықаралық Жәутіков олимпиадасы өтеді. Олимпиадаға әлемнің 15 елінен 700-ге…
РФММ оқушысы SAT сынағының биігін бағындырды!
Республикандық физика-математикалық мектебінің Астана қаласындағы филиалының 10-сынып оқушысы Ади Құралов халықаралық SAT сынағында 1600 баллдан 1530 балл жинап, әлемнің ең үздік 1%-ына кірді!…